25.12.2007 • 11:26 №243(638) Штрафами по ДТП
Нетрезвых водителей будут штрафовать на тысячи гривен, но аварий меньше не станет
автор:Жанна ГАРАЩУК
В Украине каждое 16-е ДТП происходит при участии водителя в нетрезвом состоянии
Водителей таки заставят блюсти порядок на дорогах. Инициатива главы государства о повышении штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения (см. «СЕЙЧАС» «Путь найден»), похоже, будет реализована в самое ближайшее время. По словам замглавы Секретариата Президента Игоря Пукшина, пакет законопроектов о безопасности дорожного движения готов и будет представлен на суд нового парламента. Особое внимание Виктора Ющенко привлекла ответственность автомобилистов за вождение в нетрезвом состоянии: планку наказания в новых документах предлагается повысить в сотни раз.
Напомним, что согласно действующему законодательству Украины размер штрафов за управление транспортным средством (далее – ТС) в состоянии алкогольного опьянения составляет от 255 грн. до 340 грн. При этом одной из последних законодательных инициатив (проект №3171 авторства Ярослава Мендуся и Антона Пригодского) санкции за вождение в нетрезвом состоянии предполагалось повысить до 850-1020 грн., а в случае повторного совершения проступка – до 1700 грн. Новым видом административного взыскания проектом обозначены штрафные баллы, которые начисляются в соответствии с КоАП и погашаются по окончании годового срока со дня их начисления либо в случае лишения лица права управления ТС. Получив 30 и больше баллов, недобросовестный водитель рискует заплатить от 510 до 680 грн.
В основу нововведения Президента, судя по всему, положена все та же система штрафных баллов, которые будут начисляться за каждое нарушение. Процедура начисления должна производиться в суде, но если штраф будет оплачен добровольно, то два штрафных балла водителю снимут. Если же оплаты штрафа придется долго ждать, то к прежней сумме добавят еще два балла. Кроме того, предлагается определить критическую точку начисления баллов. «К примеру, если водитель наберет 30 штрафных баллов, его могут лишить прав», - объяснил Игорь Пукшин.
В России максимальный штраф на вождение в нетрезвом виде составляет порядка EUR360, в Беларуси – EUR160, в Польше – EUR1400, Венгрии – EUR1200, а в Германии за такое правонарушение просто лишают права управления ТС на неопределенный срок
Существенное повышение штрафов – наиболее действенная мера в части соблюдения водителями правил дорожного движения, уверен глава Всеукраинского союза автомобилистов Николай Тодоренко. «Очевидно, что это приведет к уменьшению количества ДТП, а, соответственно, и жертв на дорогах», - рассказал г-н Тодоренко газете «СЕЙЧАС». По его словам, за прошедший год в дорожно-транспортных происшествиях погибло порядка 7,5 тыс. человек. «В то же время практика других стран показывает, что ужесточение дисциплины и мер наказания стимулирует водителей к соблюдению правил дорожного движения», - отметил эксперт. Показательным в этом вопросе является и опыт соседней России: после существенного повышения штрафов за управление транспортом в состоянии опьянения аварийность на дорогах за короткий период времени снизилась наполовину, утверждают специалисты.
Добавлено (27.12.2007, 02:32)
---------------------------------------------
К слову, в России, максимальный штраф на вождение в нетрезвом виде составляет порядка EUR360, в Беларуси - EUR160, в Польше – EUR1400, Венгрии – EUR1200, а в Германии за такое правонарушение просто лишают права управления ТС на неопределенный срок.
Однако в контексте увеличения суммы штрафов возникает вопрос о процедуре их взимания. Как показывает практика, в Украине уровень уплаты штрафных санкций из года в год падает. Например, в 2001 году, когда функция начисления штрафов была возложена на суды, общая сумма взысканных штрафов составила 139 млн. грн. В то же время в прошлом году, притом что количество ДТП, пострадавших и погибших увеличилось почти вдвое, штрафов было начислено на 65 млн. грн., из них взыскано только 10 млн. грн.
По словам председателя Верховного Суда Украины Василия Онопенко, «в нашей стране абсолютно отсутствует система неотвратимости наказания за содеянное. Оформленные работниками ГАИ нарушители просто не приходят в суд и не платят штрафы». Как пояснила газете СЕЙЧАС» Наталья Сысенко, научный сотрудник по вопросам транспорта и связи Института экономических исследований и политических консультаций, «судам нецелесообразно долго возиться с нарушителем, поскольку на борьбу с ним будет потрачено больше средств, чем сумма, которую с него пытаются снять. Поэтому сами судьи часто предпочитают не задействовать механизм исполнения решений». Однако, предполагает эксперт, после повышения штрафа до планируемой суммы ситуация с оплатой должна измениться. «Это будет прямая заинтересованность судов в оплате такой суммы нарушителем», - уверена г-жа Сысенко.
Хотя, с другой стороны, большие штрафы могут вызвать экономический соблазн у гаишников и, таким образом, стать дополнительным стимулом для наказания даже в тех случаях, когда санкций можно избежать, считают эксперты.
Добавлено (27.12.2007, 02:33)
---------------------------------------------
ГЛАВНОЕ
Резкое увеличение штрафов, безусловно, предостережет водителей, что должно привести к уменьшению количества дорожных аварий. Однако эксперты уверены, что это не решит комплексной проблемы с критическим состоянием на дорогах в Украине и не отразится на культуре вождения самих водителей. Ведь высокий уровень аварийности зависит не только от размера штрафов. Проблема также заключается и в состояние самих дорог: покрытие, транспортные развязки, инженерные коммуникации, переходы, дорожные знаки и т. д. Учитывая не самые лучшие показатели этих составляющих, возможно, европейские расценки штрафов и не для нас. Однако трудно отрицать мировой опыт, который показывает, что высокие штрафы являются одной из главных причин уменьшения количества правонарушений на дорогах. Относительно взимания штрафов эксперты уверены, что процедуру начисления через суд необходимо менять по причине неэффективности. Хотя после резкого увеличения штрафов ситуация может измениться.
http://times.liga.net