Женщина. Кто она? "Сосуд дьявола" - в европейской формулировке, "веревка, по которой мужчина спускается в ад" - по восточной пословице, или прекрасная дама, отблеск божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу? Кто же ты, женщина? . из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты своей загадочной спутницы. Слабый пол? Отражение моей творческой фантазии? Истинный источник вдохновения? Как определить, измерить или хотя бы обозначить вклад женщины в мировую культуру? "мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величины выросла из женщины", - говорил американский поэт Уолт Уитмен. Влияние женщины на культурный прогресс огромно. Мимоходом брошенное ею слово прорастает в поэме, порой влечет за собой начало военных действий или перемирие, и даже воздвигает храмы, вершит новые и разрушает старые законы. И даже нечаянно оброненная ею на балу подвязка становится весомым поводом для учреждения Ордена подвязки. Начиная с колыбельной песни и кончая погребальным плачем, женщина сопровождает мужчину во всех важнейших события его жизни.
Хранительница очага и культурных традиций, она стоит у истоков возникновения ремесел и земледелия, которыми она в древности начала заниматься, ожидания возвращения мужчины-охотника. Инициатором создания первых поселений тоже была женщина. Забота о ребенка подсказала ей мысль, что надо отказаться от кочевой жизни и оставаться в хижине, у засеянного поля. Так, ведомая интуицией, женщина оказалась у истоков современной цивилизации.
Но когда женский труд утратил свое важное общественное значение и приобрел узкий, домашний характер, тогда на долю женщины выпало стать узницей в своем доме. Особого размаха дискриминация женщины достигает в эпоху возникновения и расцвета мировых религий. Всем известен средневековый спор, тема которого сегодня звучит анекдотично. На Македонском соборе 585 года один из епископов открыл дискуссию о том, применимо ли относительно женщин слово "homo". Большинство этого почтенного собрания склонялось к тому, что женщину человеком называть не следует. Одна цитата из Евангелия определявшего Иисуса Христа как "Сына человеческого", позволила все-таки судить о матери - Марии как о человек и признать этот "титул" и за остальными женщинами. Длительная социальная и моральная дискриминация привела женщин к замкнутому образу женщин в гинекеях (женская половина дома у греков), атриуме (у римлян), гареме, русском тереме. Эти узилища сформировали основные свойства характера и стиль поведения женщин. Рождение детей и их воспитание также способствовали вытеснению женщин из интеллектуальных сфер деятельности. Главными добродетелями женщины считалось именно безгласное подчинение мужчине и способность производить потомство. Но это долгое пребывание в замкнутом пространстве "частного мира" способствовало и созданию особых светлых сторон нравственной сферы. Женщины обладают более интенсивной, нежели мужчины, способностью к состраданию, сопереживанию, сердечному участию, милосердию. Это объясняется не только тем, что женщина - мать и главное ее назначение - давать жизнь, но и тем, что мир женщин ограничивался миром близких и родных ей людей.
Вопрос о том какова собственно изначальная, первозданная женская природа, неискаженная патриархальным гнетом, таит немало загадок.
> Парадокс женской истории состоит в том, что женщина сама сумела обратить зло во благо, переплавив свое унижение и вынужденное смирение в душевную мягкость, деликатную гибкость поведения. У судьбы свободной женщины, которая утверждает себя сегодня, много нераскрытых возможностей. Тем не менее, высвобождаясь из оков патриархальности, женщине вряд ли стоит сбрасывать с себя традиционное покрывало нежного очарования и легкой тайны, отказываться от приобретенных в "неволе" качеств в целом составляющих то, что мы называем женственностью.
Ты - женщина, ты - книга между книг, ты - свернутый, запечатленный свиток", - размышляет поэт В. Брюсов. Свиток, которому еще только предстоит развернуться.
Тема женщины неисчерпаема, как и она, сама, и никому не дано поставить точку, размышляя о ней и ее природе
Источник